«Информационная безопасность детей в цифровом пространстве»
02.09.2024
«Информационная безопасность детей
и подростков в цифровом пространстве»
С каждым днем меняется
мир, в котором мы живем, и, переходя в стадию информационного общества,
изменяется жизнь современного человека, независимо ребенок это или взрослый. В
современном мире достаточно трудно представить свою жизнь без гаджета с
использованием сети интернет. Практически любой человек имеет доступ к сети.
Это самое простое средство связи с внешним миром. Педагоги и родители уже давно
задаются вопросом о влиянии информационных технологий на подрастающее
поколение. Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие детей и
подростков, выделяют и множество негативных моментов, таких как: изменения
качества высших психических функций (памяти, внимания, мышления), аддикция
(зависимость) от гаджетов, риски влияния отрицательного по содержанию контента
на психику и социализацию ребенка, а также нежелательные контакты, появляющиеся
с помощью коммуникационных технологий сети Интернет. В связи с этим встает
вопрос об обеспечении информационной безопасности детей и подростков
в цифровом пространстве. Актуальность проблемы очень значима в современном
мире. Как же оградить школьника от агрессивного, небезопасного влияния
информации, которой в настоящее время становится очень много? Именно
психологический аспект информационной безопасности поможет разобраться в этом
вопросе. Что же такое информационная безопасность детей?
Информационная
безопасность детей и подростков в цифровом пространстве – это состояние
защищенности детей, в котором минимизирован риск причинения психологического
вреда здоровью детей, их духовному, нравственному, физическому и психическому
развитию. Психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности —
школьников- это система личностно- ориентированных методов, приемов и
психолого-педагогических технологий, направленных на достижение состояния
защищенности психики, сознания и физического здоровья учащихся от опасных
информационных воздействий и в целом на обеспечение определенного уровня
информационной безопасности для дальнейшей самореализации и саморазвития личности
обучающегося. Целью психолого-педагогического сопровождения информационной
безопасности школьников – создание системы социально-педагогических и
психологических условий для развития личности обучающихся на основе построения
безопасного информационного пространства ребенка, формирование личностных
характеристик, отвечающих запросам современного информационного общества на
основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории и формирования
устойчивой мотивации познания вопросов информационной безопасности. Для
развития личности ребенка, необходимо создание безопасного информационного
пространства, где будут формироваться личностные характеристики, которые смогут
отвечать запросам информационного общества и сформируется устойчивая мотивация
познания вопросов о информационной безопасности. Психологическое развитие,
обусловленное применением информационных технологий, может пойти по
позитивному, нейтральному и негативному пути, хотя компьютеры, информационные
системы и сеть Интернет не определяют направления развития субъекта и общества
в целом. С психологической точки зрения, человеческая активность в Интернете
подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной,
познавательной и игровой. При этом процесс обеспечения информационной
безопасности основывается на умениях подростка увидеть и нейтрализовать угрозу,
исходящую от информационного пространства.
Существуют риски при использовании сети
Интернет:
– контентные риски, связанные с
настройкой браузера и скачивания файлов;
– электронные риски, связанные с
вредоносными программами, которые могут быть скачены из сети Интернет;
– коммуникационные риски, связанные с
взаимодействием и общением школьника с другими людьми в социальных сетях, с
помощью мессенджера (skype, zoom, viber, whatsapp и т.д.);
–потребительские риски, связанные с
информацией, музыкой и покупки вещей в сети Интернет.
–психологические риски, связанные с
возникновением компьютерной и Интернет - зависимости, а также психологической
незащищенности.
Например, дети подросткового
возраста неспособны перенести известные им этические нормы в виртуальную среду.
Такое поведение может свидетельствовать о неспособности предугадать результаты
своих действий, нести ответственность за неэтичные поступки. Непредумышленные
правонарушения могут оказаться также следствием халатности, моральной
незрелости, равнодушия, недостатка любопытства, а часто – необразованности.
Несформированная система личностных ценностей, отсутствие регулирования доступа к средствам информационного воздействия, индивидуальные психологические особенности ребенка, а также неразвитость информационной культуры детей, может привести к тому - что система нравственных норм и ценностей станет оценочным регулятором жизни и деятельности обучающегося и реализуется она в том случае, если эти правила и нормы поведения приняты и осмыслены ребенком. Таким образом, целесообразно формировать информационную безопасность, применяя категории нравственных ценностей и норм, которые активизируют собственные внутренние силы ребенка по самоусовершенствованию. Следственно, ребенок должен уметь критически мыслить. Данное умение может формироваться в процессе целенаправленного обучения.
Очевидно, что сейчас
невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного
контента. Никакие программные фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы
можем сформировать у ребят навык «безопасного» поведения в
Интернете. Чтобы сформировать навык "безопасного" поведения в
Интернете нужно, чтобы знакомство с основными правилами работы Сети было
включено в различные формы образовательной деятельности или в образовательную
программу, как системная деятельность по обеспечению безопасности детей. Это
важно не только для детей, но и для их родителей.